понедельник, 6 февраля 2017 г.

Гданьск, прогулки по Глувнему Мясту. Базилика Марьяцка

Сегодняшний пост посвящен главному собору Гданьска - Базилике Успения Пресвятой Девы Марии, если сокращенно, Базилике Марьяцкей. Базиликой в римско-католической церкви называются наиболее значимые храмы. Титул этот присвоен собору специальной буллой Папы Римского в 1965 году.


История современного здания базилики началась в далеком 1343 году, когда Великий Магистр Тевтонского Ордена Людольф Кёниг фон Ватзау принял решение о строительстве церкви Пресвятой Богородицы в центре Гданьска, который крестоносцы захватили за 1308 году и переименовали его в Данциг. Первый камень в основании стен был заложен 23 марта, о чем и свидетельствует табличка с латинской надписью у входа в ризницу:


Anno Domini MCCCXLIII ... proxima feria sexta post Letare positus est primus lapis muri ecclesie beate virginis Marie cuius dedicatio celebrabitur dominica proxima post festum nativitatis Mari


Что на понятном нам языке означает: В год 1243 Господа Бога нашего в шестой день после праздника Рождества Девы Марии был заложен первый камень в стену церкви Пресвятой Богородицы.

Вид на базилику с Пивной улицы


Строительство храма осуществлялось одновременно с двух сторон, причем кое-где в стены главного зала включены остатки стен более древних построек. Крестоносцы наложили ряд ограничений на проект церкви, так, например, первоначально колокольня храма не должна была превышать высоту донжона (главной башни) старого замка. Поэтому храм не совсем отвечал желаниям и амбициям бюргеров богатого торгового города.

Вид на базилику с юга


Первый этап строительства был окончен в 1360 году. Но строительство восточной части продолжалось которая получилась гораздо крупнее и сейчас отчетливо виден дисбаланс между восточной и западной частями базилики. Строительство храма курировал городской совет и оно продолжалось даже во время Тридцатилетней войны.

Солнечные часы на южном фасаде


Так в 1454-1466 года была надстроена колокольня, как бы символизируя победу поляков над Тевтонским Орденом. С 1485 года работами по строительству базилики руководил архитектор Ханс Брант. А своды в восточной части проектировал Хенрик Хетцел. Наконец 28 февраля 1502 года был положен последний камень и строительство завершилось.

 Маленькая статуя Мадонны с младенцем в нише южного фасада



Но недолго католические хоралы раздавались под сводами отстроенного собора. Буквально через 15 лет в Гданьск приходит реформация и уже в 1529 году в соборе проходит первое протестантское богослужение. Вскоре собор закроет свои врата для католиков на долгие 400 лет. Протестанты в основном сохранили строгое убранство готического собора, уничтожив только полихромные росписи стен. Типа красивые картинки отвлекают от общения с Господом.

Северный фасад базилики с улицы Злотников



Северный фасад базилики с улицы Гробла I


Во время Второй Мировой война в марте 1945 года в результате артиллерийского огня советских войск, начался сильный пожар. Сгорели деревянные конструкции крыши, своды рухнули на 40%, расплавились несколько колоколов, в том числе крупнейшего Gratia Dei, весом 5300 кг, отлитый в 1543 году. Внутреннему убранству собора нанесен значительный ущерб.

Главный портал




Восстановительные и реставрационные работы начались в 1946 году. В 1955 году храм был заново освящен, как католический собор. Но работы продолжались еще очень долго. К чести поляков я должен отметить их несомненно более трепетное отношение к своей истории, при чем реставрационные работы выполняются довольно качественно с максимально возможным соблюдением исторической достоверности.

Внутреннее убранство собора.



Собор довольно крупный, общая площадь около 5000 кв. метров. Поляки вообще считают его крупнейшим кирпичным собором в Европе. Высота стен собора 27 метров. Высота колокольни - 78 метров.
Алтарная часть базилики


Главный резной алтарь, 1517 год


Орган, достоин того, чтобы разглядеть его в деталях.






Этот пульт управления органом не рабочий, просто стоит в храме как напоминание о тяжелом труде органиста. Это ж надо все кнопочки и педальки запомнить и не перепутать на какие давить 😊


Кафедра для проповедей - мое любимое место в католических храмах. Обычно они ну очень богато украшены. В Базилике Марьяцкей - она довольно скромная, сказалось долгое протестантское прошлое храма.



В базилике есть уникальные астрономические часы, созданные известным мастером Гансом Дюренгером в 1470 году. Стоимость работ была оценена в 300 марок и 6 гульденов венгерских. На более или менее понятные деньги, это почти 70 килограммов серебра. Часть вознаграждения была выплачена мастеру в натуральной форме, так, например, ему был предоставлен дом на соседней с костелом улице Святого Духа. В этом доме Дюренгер и создавал свой шедевр почти 7 лет.

Общий вид часов


14 метровые часы состоят из 3 отделов: календарь, планетарий и театрализованные фигурки. Они имели 6 независимых механизмов.

Планетарный циферблат


Легенда гласит, что после изготовления очередных часов власти приказали ослепить мастера. Через несколько лет часы сломались и слепой мастер был приглашен для их починки. Но мастер ударом молота уничтожил хрупкий механизм, после чего с проклятьями рухнул на пол костела и умер. 

Так ли это, доподлинно не известно, но уже в 1554 году часы точно были сломаны. Со временем был утрачено около 30% механизма. Сейчас идут исследовательские работы по восстановлению механизма и приведению часов в рабочее состояние.

Календарный циферблат 


Не смотря на то, что собор долгое время был лютеранским в нем есть пышные украшения, более подобающие католическому храму.




Рождество вроде как давно прошло, но вертеп еще на месте.


Еще одна достопримечательность собора: готическая скульптурная группа "Оплакивания Христа", находящаяся в часовне Святого Райнолда. Скульптура высотой в 145 сантиметров выполнена из песчаника на рубеже XIVи XV веков. Данных об авторстве и месте изготовления не сохранилось. Известно только, что композиция и манера изображения характерна для стран Центральной Европы.


Ящик для пожертвований. Интересно, сколько ему лет?


Алтарь в одной из часовен.


На одной из стен устроен мемориал участникам антигитлеровского сопротивления, замученных позднее в коммунистических застенках. 


На кресте имена и подпольные псевдонимы патриотов, избежавших лап гестапо, но погибших позднее в застенках НКВД.


По субботам и воскресеньям есть возможность подняться на колокольню собора. Взрослый билет стоит 6 злотых (90 рублей), детский - 3 злотых, цены февраля 2017 года. Первая половина пути проходит по вот такой аутентичной средневековой лестнице, потом она еще и винтовой становится. 


Примерно с уровня крыши собора начинается более удобная и широкая лестница, идущая вдоль стен колокольни. Ступеньки пронумерованы, правда краска не везде сохранилась. Всего на крышу колокольни ведут 408 ступеней, лифта нет.


Так выглядят куполобразные перекрытия собора под крышей.



Площадка на крыше колокольни небольшая и не очень удобная, но все же позволяет насладится видами на Глувне и Старе Мяста

Вид на восток. Хорошо вида улица Святого Духа.


Вид на север, справа виден костел Святого Яна.


Вид на запад. Большая башня в центре - это Тюремная Башня о которой я рассказывал в предыдущем посте.


Вид на юг. По середине - шпиль Ратуши Глувнего Мяста, о которой рассказ еще впереди.


На сегодня - всё, следующий рассказ будет о Ратуше Глувнего Мяста.







Комментариев нет:

Отправить комментарий